Инвестиционный меморандум

Для осуществления жизнедеятельности и дальнейшего развития любой компании необходимо иметь в распоряжении наличные финансовые средства. Основные средства поступают из внутренних источников, но важным фактором становятся и привлеченные ресурсы. Все условия, предлагаемые потенциальному инвестору заключаются в инвестиционный меморандум (ИМ).

Инвестиционный меморандум: суть и цели

Инвестиционный меморандум – это предложение инвестору о возможном сотрудничестве, на основании которого он примет решение о вложении средств в соответствующее предприятие. Инвестиционный меморандум можно сравнить с неким мостом между предприятием, нуждающимся в дополнительных инвестициях и потенциальным кредитором.

Инвестиционный меморандум включает в себя информацию о предприятии в достаточном объеме для принятия решения инвестором, но при этом не раскрывает всех карт по ведению бизнеса, сохраняя коммерческую конфиденциальность от конкурентов. Важно правильно составить данный документ, позволив инвестору в короткие сроки определить ценность имеющегося предложения. Основой процедуры первичного публичного размещения ценных бумаг (IPO) считается именно инвестиционный меморандум.

ИМ может составляться, как в кратком изложении, так и в развернутой форме. Краткое изложение предполагает минимизацию данных о бизнесе и инвестиционных задачах, порой без указания наименования компании. В развернутом варианте ИМ указывается подробная информация о целях и задачах инвестирования и сопутствующих рисках. Выбор типа ИМ определяется теми инструментами, которые компания готова задействовать для привлечения инвестора.  

ИМ призван ответить на следующие вопросы инвестора:

  • Инвестиции каких объемов требуются?
  • Какова потенциальная доходность проекта?
  • На каких расчетах основывается предположение о потенциальной доходности?
  • Обоснованность расчетов (факты, исследования)
  • В какие сроки инвестор может рассчитывать на прогнозируемую прибыль?
  • Есть ли риски у вложений и их величина?
  • На сколько вероятен убыток от вложений?

Инвестиционный меморандум требует четкого составления, которое позволит инвестору получить ответы на все вышеизложенные вопросы и принять решение о начале переговоров с автором инвестиционного предложения.

Основные различия между инвестиционным меморандумом от бизнес-планом

Ключевая разница инвестиционного меморандума и бизнес-плана обосновывается тем, что первый не описывает бизнес-проект и его обоснование.  ИМ формируется не для собственника бизнеса, а для внешнего использования, ведь инвесторы редко активно участвуют в планировании бизнеса и повседневном процессе управления компанией или проектами. Основная цель инвестора – получение прибыли и максимальной отдачи от правильно вложенных финансовых средств. Для него важно четко определить перспективность проекта и потенциальную окупаемость инвестиций.

ИМ обладает несколькими основными техническими отличиями от бизнес-плана:

  1. ИМ содержит описание компании;
  2. ИМ создается для внешнего применения;
  3. ИМ обладает ограниченным числом инвесторов.

Меморандум оценивает риски обеих сторон, формируя схему сделки с возможным инвестором.

Инвестиционный меморандум – структура

Общая информация:

  • Структура организации и собственности. Должна включать дочерние и зависимые компании.
  • Описание персонала, продукции, структуры, объема продаж, сети реализации и поставок, маркетинговой стратегии и позиций компании на рынке.
  • Имущественное описание – недвижимость и оборудование. Указание текущих обязательств.
  • Отраслевая характеристика.
  • Описание конкурентной среды.
  • Указание преимуществ компании перед конкурентами (например, уровень цен).

Цели и направление использования инвестиций:

  • Стратегическое планирование инвестиций.
  • Цели инвестиций.
  • Планируемая прибыль и экономическое влияние (к примеру, рост стоимости предприятия).
  • Структура капитала по окончании инвестирования.

Структура и сроки инвестиционной сделки:

  • Форма и варианты осуществления инвесторских вливаний – напрямую, с использованием стандартизированной площадки, краудинвестинг и прочее.
  • Активное или пассивное участие инвестора в функционировании компании.
  • Выход инвестора из проекта – стратегическая продажа или IPO.

Риски инвестиций:

  • Риски на рынке.
  • Неординарные риски – судебные дела, конфликт интересов и т. д.
  • Риски политического и экономического характера.
  • Налоговые риски.
  • Юридические риски.
  • Различные типы финансовых рисков.

Схема стимулирования менеджеров и персонала

  • Carried interest – правила распределения вознаграждений сотрудникам компании по результатам экономических показателей предприятия.

Рекомендуется излагать информацию в ИМ лаконично и четко, достигая максимальной конкретикой внимания потенциального инвестора.

Разработка инвестиционного меморандума

При формировании инвестиционного меморандума важно соблюсти правило соответствия финансовым требованиям. Основой ИМ по праву считается финансовый прогноз. Даже прекрасно расписанные и четко сформулированные бизнес-идеи не вызовут желаемого эффекта, если инвестор не будет ясно понимать границы планируемой прибыли от запрашиваемых финансовых вложений. Также необходимо заложить в ИМ информацию о прогнозируемых темпах роста продаж, сроки возможного выхода инвестора из проекта (желательно не менее 3-5 лет). Менеджеры должны иметь полные ответы на вопросы инвестора о прогнозируемой доходности вложений, какой бы «вкусный» продукт они ему не предлагали.

Инвестиционный меморандум может быть составлен компаниями самостоятельно на основании собственных экспертных оценок, анализа ситуации и опыта. Однако, ключевым моментом в составлении ИМ может стать опыт в оформлении документов подобного типа.

Важно знать международные стандарты финансовой отчетности и обладать опытом коммуникаций с инвесторами. Знание особенностей ведения бизнеса и специфику отрасли – недостаточная база для составления ИМ. Нельзя допускать в инвестиционном меморандуме перекосов в сторону завышения или занижения финансовых прогнозов, стараясь сохранить его полную объективность.

Потому специалистами финансовой сферы рекомендуется, обращаться за помощью в составлении инвестиционного меморандума к  известным консалтинговым компаниям, либо к инвестиционным посредникам с хорошей репутацией. Для принятия таких решений компания должна обладать соответствующим бюджетным ресурсом (минимум несколько тысяч евро). Консалтинговые компании и инвестиционные посредники уже имеют готовые наработки для формирования ИМ, в виде базы стандартов, тарифов и норм, финансовых коэффициентов.

Однако, обращение к специалистам не означает, что дело уже сделано. Использование стандартизированных форм ИМ должно идти совместно с пониманием тонкостей конкретной бизнес-сферы. Следовательно, сторонние консультанты могут оказать помощь с форматом инвестиционного меморандума, но его информационное наполнение должно осуществляться при участии собственников или менеджеров, владеющих полной информацией по отрасли. Другими словами, описательную часть инвестиционного меморандума, бизнес-идеи и отраслевые характеристики стоит отдать на откуп профессиональным сотрудникам компании.

Этот момент сыграет положительную роль и в процессе обсуждения документов с возможным инвестором, ведь сотрудники фирмы уже будут в курсе всей необходимой информации, указанной в меморандуме.

Заключительным моментом в составлении инвестиционного меморандума будет вывод (предложение). Последний раздел должен являться анонсом обращения и быть направлен на утверждения мнения. В нем необходимо разместить несколько кратких предложения, которые побудят инвестора к действиям по заключению договора с компанией.

Оценка ИМ инвестором

Стоит рассмотреть инвестиционный меморандум глазами второй стороны договора – инвестора. Инвестиции в соответствующее предприятие (компанию) стартуют после того, как инвестор входит в созданный уставной капитал. Следовательно, важным аспектом становится определение структуры заключаемой сделки и определение основных моментов:

  • какое юридическое лицо занимается выпуском акций;
  • необходимо ли создание юридических лиц открытого типа;
  • расположение открытых юридических лиц по юрисдикциям.

Инвестор ожидает получить меморандум с четкой структурой, которая совместно с предоставляемой информацией способна убедить его в получении доли в имеющихся активах и финансовых потоках компании.

Другим важным аспектом является оценка состояния бизнеса с обязательным учетом средств. Эти данные ложатся в основу формирования реальной стоимости продаваемых акций компании. Реализуемая оценка состояния бизнеса может происходить в рамках инвестиционного меморандума, либо оформляться в виде отдельной документации. 

Она должна включать мероприятия, обеспечивающие максимально выгодное сотрудничество инвесторов, бизнес-партнеров и менеджеров после вливания инвестиций. Часто этому этапу не придается должное значение и это приводит к значительным конфликтам.  Общая цель инвесторов и владельцев бизнеса – максимально высокие доходы и оценочная стоимость компании, но необходимо учитывать, что для многих инвесторов пребывание в бизнесе – временное.

Полученный от удачных вложений доход они могут успешно реализовать другим инвесторам. Исходя из этого, важной частью инвестиционного меморандума для инвесторов считается максимально эффективное распределение инвестиционных средств, повышение стоимости компании на рынке и допустимые сроки выхода инвестора из договора.   

Особое внимание при выборе объекта для финансирования любой инвестор обращает на четко сформулированную информацию о финансовом состоянии компании. Ключевым критерием в оценке финансов предприятия считается открытость достоверной информации, которая должна предоставляться в полном соотвествие со стандартами GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учета). 

Даже привлечение к оформлению инвестиционного меморандума профессиональных консалтинговых компаний и консультантов не оградит компанию от провала в переговорах, если для нее характерно:

  • неустойчивое состояние рабочих дел;
  • низкое качество продукции;
  • отсутствие грамотного руководства.

Благоприятную атмосферу для инвестиций создают и сторонние условия:

  • экономическая обстановка;
  • политическая ситуация;
  • трудовые, сырьевые, технические ресурсы компании;
  • возможность получения субсидий;
  • государственные гарантии;
  • современная инфраструктура;
  • слабая конкурентная среда;
  • оригинальные технологии производства;
  • восприимчивость к новым веяниям рынка.

Наиболее часто компании прибегают к привлечению зарубежных инвестиций, потому еще одна особенность оформления инвестиционного меморандума – это перевод документа на язык инвестора. 

Вывод

Итак, главным правилом при составлении инвестиционного меморандума признается лаконичность и краткость передаваемой информации. Нет надобности писать инвестору литературное сочинение, которое только утомит его и не принесет положительного результата. Доводы компании должны быть сформулированы четким профессиональным деловым языком. Важно не бояться указывать в ИМ реальное положение дел в компании, так как открытость и прозрачность очень часто становятся ключевым фактором для инвестиций.

Взаимовыгодное партнерство ежегодно набирает популярность среди крупнейших компаний современного мирового рынка.

Оставьте комментарий